Начальная гармония

Гармония. Правила соединения голосов.

Четырехголосный склад.

В музыкальной практике мы встречаемся с бесконечным разнообразием приемов и форм изложения гармонии.В учебном же процессе для наиболее удобного изучения основных закономерностей гармонии, правил голосоведения принято строгое четырехголосие, заимствованное ,главным образом ,из практики хорового пения.

Четвертый голос в трезвучиях возникает от удвоения основного тона,то есть звука, который находится в нижнем голосе.Голоса трезвучий записываются на двух нотоносцах , два голоса - в скрипичном ключе и два голоса в басовом:

Название голосов.

Каждый голос аккорда имеет определенное название,как в партитуре для смешанного четырехголосного хора.
Верхний голос аккорда записывается в скрипичном ключе и называется сопрано,поскольку в верхнем голосе муз-произведения обычно помещается основная мелодия, этот голос часто так и называют-мелодия.

Второй голос записывается так же в скрипичном ключе и носит название-альт.Третий голос-тенор -записывается в басовом ключе.Четвертый(нижний)голос тоже записывается в басовом ключе и называется басом:

Мелодическое положение трезвучия.


Трезвучие может находиться в одном из трех положений: основного тона, терцевого и квинтового:

Тесное и широкое расположения аккордов.

Тесным называется такое расположение трезвучия, при котором сопрано ,альт и тенор следуют подряд по смежным звукам аккорда и между каждой парой соседних голосов/сопрано-альт,альт-тенор/ возникают интервалы не более терции и кварты:

Широким называется такое расположение трезвучий ,при котором сопрано, альт и тенор следуют через один аккордовый звук и между каждой парой соседних голосов/ сопрано-альт, альт-тенор/возникают интервалы квинты и сексты:

Анализ гармонии с точки зрения буквенных обозначений аккордов гитары:

Анализ гармонии.

Как мы уже говорили ,в партиях гитары буквами обозначаются основной тон аккорда. Поэтому при
записи аккорда необходимо определить основной тон, то есть звук, от которого аккорд можно расположить по терциям:

Тоника с секстой.

Как нам уже известно,тоникой является трезвучие,
построенное на первой ступени лада.

В эстрадной музыке чаще всего употребляется тоника с секстой: в состав тонического трезвучия вводится шестая ступень лада:

В тонике с секстой в миноре шестая ступень повышенна:
Тоника с секстой в разных обращениях:


© Ю.Музычная

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добро пожаловать!