Дополнительный плагальный каданс

Каданс

В дополнительных плагальных кадансах применяются квинтсекстаккорд и секундаккорд II ступени. Оба эти аккорды плавно разрешаются в основное тоническое трезвучие (T). При этом септима, как всегда,остается на месте в том же голосе:
Оборот T - II6/5 - T аналогичен обороту T- S - T, а оборот T - II2 - T подобен обороту T - S6/4 - T. Новые виды плагальных дополнений сложнее ранее пройдённых. Их надо широко применять в плагальных кадансах.

О применении аккордов II в кадансах.

Основное различие между использованием в кадансах II6, с одной стороны, и II6/4 , II4/3 - с другой, состоит в том, что II6 как с K6/4,так и с D соединяется мелодически, тогда как II6/5 и II4/3 с K6/4 и с D соединяются гармонически.
Исходя из естественного голосоведения при соединении указанных аккордов, можно заключить, в каком случае (при каком конкретном ходе мелодии в кадансе) надо применять II6, а в каком - II6/5 .
Например, кадансовый ход в мелодии от четвёртой ступени гаммы к V надо гармонизовать именно II4/3 - K6/4 или II4/3 - D (вместо II4/3 возможен и S6, пр.2), а и б):


Применение II6 здесь исключается, так как оно неизбежно вызвало бы в крайних голосах параллельные квинты (пр 2, в). Движение в мелодии от VI ступени гаммы к D в условиях каденции вызвало бы гармонизацию с помощью оборотов II6/5 - K6/4 или II6/5 - D (разумеется, вместо II6/5 здесь возможно и трезвучие S):

Применять II6 и в данном случае не следует, потому что этот аккорд в мелодическом положении квинты не употребляется. Восходящий ход от II К III ступени гаммы может быть гармонизованы II6/5 или же II4/3 с последующим K6/4:

II6 в рассматриваемом случае применим быть не может , так как он потребовал бы иного движения в мелодии. Напротив, ход в мелодии от IV ступени гаммы к III или от II к T предполагает использование именно II6, переходящего в K6/4 (вместо II6 в первом случае возможно и трезвучие S:

Подобным же образом надо анализировать гармонические условия использования того или иного аккорда II ступени во всех остальных случаях. Кроме того, необходимо специально проверять, не возникает ли запрещенные параллелизмы при приготовлении этих аккордов и их соединении с K6/4:
© Ю.Музычная

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добро пожаловать!