Функции субдоминантовых аккордов в кадансах

Субдоминантовая группа аккордов


Главным аккордом, представляющим субдоминантовую функцию лада, является, как известно, трезвучие IV ступени (s).

Однако этим аккордом не ограничена субдоминантовая гармония: в музыке широко используются также другие, побочные трезвучия и септаккорды субдоминантовой функции.
Из примера 1, терцией ниже основного трезвучия IV ступени расположено трезвучие II ступени, а терцией выше - трезвучие VI ступени.
Они имеют два общих звука с главным субдоминантовым трезвучием.

В каждом из этих побочных трезвучий обязательно присутствует VI ступень лада – *субдоминантовая терция:

Каждое из трезвучий субдоминантовой группы обладает своеобразными качествами. Прежде всего, побочные субдоминанты контрастируют главной субдоминанте по звучанию.

В мажоре мажорному трезвучию IV ступени противопоставляются минорные трезвучия II и VI ступеней. В миноре минорному трезвучию IV ступени противопоставлены по звучанию мажорное трезвучие VI ступени и уменьшенное трезвучие II ступени:

Вторая, наиболее своеобразная черта аккордов субдоминантовой группы заключается в различной степени их ладовой неустойчивости.

Трезвучие VI ступени включают два устойчивых ( тонических) звука и один неустойчивый , благодаря чему воспринимается как слабая субдоминанта , наименее напряженный аккорд субдоминантовой группы ( в главном трезвучии IV ступени , как известно, имеется только один звук, общий с тоническим трезвучием).

Трезвучие же II ступени воспринимается как сильная , напряженная субдоминанта, потому что все три его звука неустойчивы:
Видео к этой теме:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добро пожаловать!