Субдоминантовая группа аккордов
Главным аккордом, представляющим субдоминантовую функцию лада, является, как известно, трезвучие IV ступени (s).
Однако этим аккордом не ограничена субдоминантовая гармония: в музыке широко используются также другие, побочные трезвучия и септаккорды субдоминантовой функции.
Из примера 1, терцией ниже основного трезвучия IV ступени расположено трезвучие II ступени, а терцией выше - трезвучие VI ступени.
Они имеют два общих звука с главным субдоминантовым трезвучием.
В каждом из этих побочных трезвучий обязательно присутствует VI ступень лада – *субдоминантовая терция:
Каждое из трезвучий субдоминантовой группы обладает своеобразными качествами. Прежде всего, побочные субдоминанты контрастируют главной субдоминанте по звучанию.
В мажоре мажорному трезвучию IV ступени противопоставляются минорные трезвучия II и VI ступеней. В миноре минорному трезвучию IV ступени противопоставлены по звучанию мажорное трезвучие VI ступени и уменьшенное трезвучие II ступени:
Вторая, наиболее своеобразная черта аккордов субдоминантовой группы заключается в различной степени их ладовой неустойчивости.
Трезвучие VI ступени включают два устойчивых ( тонических) звука и один неустойчивый , благодаря чему воспринимается как слабая субдоминанта , наименее напряженный аккорд субдоминантовой группы ( в главном трезвучии IV ступени , как известно, имеется только один звук, общий с тоническим трезвучием).
Трезвучие же II ступени воспринимается как сильная , напряженная субдоминанта, потому что все три его звука неустойчивы:
Видео к этой теме:
Функции субдоминантовых аккордов в кадансах
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Добро пожаловать!