Использование дополнительных звукорядов

Ладовые средства импровизации


В дополнение самым простым ладовым средствам в импровизации используются ряд иных, в той или иной мере усложнённых (альтерированых) звукорядов.
Следует подчеркнуть, что в импровизации альтерации в партии солиста часто не совпадают с аккордами аккомпанемента.

Обычно это случается при заменах аккордов, на которые не успевают реагировать аккомпаниаторы.
Следующие звукоряды являются дополнительными ладовыми средствами при обыгрывании основных аккордов (II, V, I) мажора и минора.

Так, в мажоре аккорд IIm+7 – обыгрывается звукорядом мелодического минора, а аккорд IIO – мелодического мажора:

Эти звукоряды лежат в основе следующих мелодических построений:

Для доминантового аккорда (V, 7) в мажоре применяется наибольшее количество альтерированных звукорядов. Эти звукоряды удобнее систематизировать, рассматривая их от разных тонов аккорда:
* Гармонический мажор (от терции аккорда)
* Сочетание мелодического и гармонического мажора
* Уменьшенного звукоряда
* Мелодического минора от квинты (от квинты)
* Целотонового звукоряда (от септимы):

Редкостным решением для обыгрывания мажорной гаммы тоники является лидийский звукоряд, который недвусмысленно напоминает другую тональность – тональность доминанты:

В миноре аккорд Im(+7) может обыгрываться звукорядом мелодического минора, а аккорд V – мелодическим минором, сочетанием натурального (эолийского) и гармонического минора, увеличенным (целотоновым) звукорядом:

Для любого аккорда мажора и минора может быть применена (чаще всего, в виде отрывка) хроматическая и блюзовая гаммы:

Как правило, в одном соло можно обнаружить сочетание разнообразных средств, например, в импровизации Дж. Пассе на тему В. Де Мореса ‘'Ты и я’’ последовательно появляются многозвучные, хроматизмы, уменьшенный звукоряд, звукоряд гармонического минора и т.д.:

© Ю.Музычная PS.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добро пожаловать!