Самостоятельное сочинение построений

 Сочиняем музыкальное построение


К данному двухтактному построению (фразе) присочиняется второе двухтактное построение - фразу:

В примере первый двутакт оканчивается неустойчивой доминантовой гармонией (T – D); второй (присочинённый) двутакт представляет собою ответное построение, оканчивающееся устойчивой тонической гармонией (D – T):

К четырёхтактному предложению (в примере ниже) присочиняется второе четырёхтактное предложение. Рождается законченный восьмитактный период:
Продолжение:
В примере - первое четырёхтактное предложение оканчивается неустойчивой половинной каденцией на доминанте; второе (ответное) четырёхтактное предложение оканчивается полной каденцией на тонике.

В целом образовался законченный восьмитактный классический период повторного строения, ритмосинтаксическая структура которого – 2+2+2+2, то есть - периодичность.

В ответных построениях, рекомендуется сохранять ритмический рисунок заданного построения. (возможны и другие варианты). Сочинённый период может быть как повторного, так и неповторного строения.

Теперь приступим к рассмотрению сочинения полного периода:
В простейшем виде, период являет собой восьмитактное построение, расчленяется на два 4-тактных предложения, каждое из которых оканчивается каденцией.

Первое предложение оканчивается чаще всего половинной каденцией на доминанте, второе - каденцией (окончание) на тоническом трезвучии (T).

В каждой из каденций может, применён K6\4, предпочтительнее взять D7 с последующим разрешением в тоническое трезвучие. Предваряет K6\4, обычно трезвучие субдоминанты (S). Начинается и заканчивается период, как правило, тоническим трезвучием.(T)

 Схематически период выглядит так:

Как видно из схемы, 1-е предложение периода оканчивается половинной каденцией , 2-е – полной заключительной.

При сочинении периода нужно стараться к тому, чтобы в нём имело место развитие мелодии. Приветствуется движения волнообразное: скачок вверх уравновешивается дальнейшим ходом мелодии вниз и т.д. Построим период по данной схеме: Построим план полного гармонического содержания периода:


В рамках приведенной схемы можно строить периоды в различных вариантах. При самостоятельном сочинении построений, необходимо подписывать функции каждого аккорда

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добро пожаловать!