Неаккордовые звуки

 Что такое неаккордовые и аккордовые звуки?


Понятие о неаккордовых звуках Аккордовыми являются те звуки, которые входят в тоническую, субдоминантовую или доминантовую функцию лада как основной, терцовый или квинтовый их тоны.

Неаккордовыми являются те звуки, которые не входят
в терцовое строение аккорда.
Неаккордовые звуки широко используются как средство развития и обогащения мелодии и чаще всего встречаются в верхнем голосе.

Наиболее существенную роль в музыке играют следующие неаккордовые звуки: задержания, проходящие и вспомогательные звуки.

Задержанием называется неаккордовый звук, взятый на сильной (или относительно сильной - в сложном размере) доле такта и звучащий вместе с новым аккордом, появляющимся на сильной или относительно сильной доле такта.

На следующей слабой доле задержание переходит в недостающий аккордовый звук. Переход задержания в соответствующий аккордовый звук называется разрешением задержания. "З.":
Пример-2:
В примере 1 звук ре не входят в тоническое трезвучие, а так как он звучит на сильной доле, то является задержанием. На второй доле появляется его разрешение, то есть недостающий в аккорде звук до.

Впримере-2 басы аккордов берутся только на первой доле каждого такта, однако они сохраняют свою силу на весь такт - вплоть до появления нового баса звучит один и тот же аккорд.

Примечание. В прямоугольнике неаккордовй звук, но он неявляется задержанием, поскольку находится на слабом доле - это вспомогательный. Бемольные ноты не являются правильным написанием, программа не определяет ноту до диез(энгармонизм).

Проходящими называются неаккордовые звуки, помещаемые на слабых долях такта между звуками одного и того же аккорда при его перемещении или между звуками аккордов разных функций. Проходящий звук условимся обозначать буквой "П".
 Пример-3:
Примечание. Если в каком-либо такте доля выражена двумя восьмыми длительностями, то вторая восьмая всегда воспринимается как более слабая по сравнению предыдущей восьмой.
Например, в размере 2/4, выраженном четырьмя восьмыми длительностями, вторая и четвёртая восьмые слабее первой и третьей восьмых:
Пример-4:
В примере 3,в) неаккордовый звук си помещён на слабой доле между основным тоном тонического трезвучия до и терцовым тоном субдоминантового трезвучия ля.

В примере 5 неаккордовый звук ре помещён на слабой доле, в промежутке между основным и терцовым тонами тонического трезвучия, на фоне которого он звучит как проходящий звук. Таким же проходящим звуком является звук фа в альте
Смотрим:
Примечание. В ромбике - вспомогательный звук си (теноровый голос)

Вспомогательными называются неаккордовые звуки, расположенные секундой выше или ниже аккордового звука и возвращающиеся к нему же.
Вспомогательные звуки помещают так же на слабых долях.

Вспомогательный звук, расположенный на секунду ниже аккордового звука, называется вспомогательным нижним звуком.

Если расположение вспомогательного звука на секунду выше, то - верхним вспомогательным звуком. Вспомогательные условимся обозначать буквой "В".
Пример-6:
В примере 6, а) звук си, помещенный на слабой доле между аккордовым звуком до и его повторением, является нижним вспомогательным звуком.

В примере 6, б) звук ре, помещенный на слабой доле между аккордовым до и его повторением, является верхним вспомогательным:

В басу примера 7 всюду выражена одна и та же фигура - ход из затакта от квинты трезвучия T к его основному тону.Эта фигура повторяется, несмотря на смену гармоний.
В примере-7:

Такой повторяющийся в басу ход (или отдельный звук) носит название органного пункта и представляет собой самостоятельную функцию, сосуществующую с функцией того аккорда, который звучит в данный момент.

 Функцию (ступень) органного пункта нужно указывать наряду с обозначением основного аккорда.
 В данном примере на протяжении 4, 5, 6 и 7-го тактов звучит тонический органный пункт (орг. П. T).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добро пожаловать!