Приготовление секстаккорда II ступени

Секстаккорд II ступени и его приготовление

Перед II6 в кадансе могут быть:
1) Субдоминантовое трезвучие (S), стоящее на более сильной доле такта. Соединение трез. (S) с секстаккордом II ступени - гармоническое: на месте остаются общие звуки в трёх голосах, мелодическое движение возникает в одном лишь (преимущественно верхнем) голосе (см. пример 1, а).

2) Тоническая гармония (трезвучие, секстаккорд).
Соединение T и T6 с II6 - мелодическое (примеры 1, б и в):
Посмотреть:

Так как аккорды I и II ступени находятся в секундном соотношении, при их соединении могут возникнуть параллельные квинты, образующееся особенно легко при соединении T с II6 в широком расположении - при мелодическом положении квинты в тоническом трезвучии (пр.1 д).

Поэтому при соединении Т с II6 или T6 с II6 специально следите за тем, чтобы запрещенные параллелизмы не возникали. Если требуется, надо сменить расположение аккордов или же вовсе отказаться от подобной последовательности.

Как в половинном (S - D), так и в полном (S - D - T) кадансе секстаккорд II ступени переходит в аккорды доминантовой функции: доминантовое трезвучие, доминантсептаккорд, кадансовый квартсекстаккорд.
 

Со всеми этими аккордами II6 соединяется мелодически - движению баса на ступень вверх противоставляется движение верхних голосов вниз:
Смотрим продолжение:
Нередко в секстаккорде II ступени возникает перемещение звуков, происходящее, главным образом, в верхнем голосе. В результате такого перемещения в II6 моментами удваивается основной тон или квинта.
 

Как исключение, возможно и неполное звучание аккорда, которое обычно сопряжено со скачками в мелодии (пр. 4):
Продолжение:

Как мы знаем, кадансовый кварсекстаккорд по своему звуковому составу является аккордом I ступени, поэтому при соединении II6 с K6/4 легко образуются параллельные квинты, о которых мы говорили выше.
 

Например, при соединении широко расположенного септаккорда второй ступени в мелодическом положении терции с кадансовым квартсекстаккордом возникают параллельные квинты между средними голосами (пр. 5, а).

Избегая их, следует вести средние голоса противоположно движению верхнего голоса (вверх). При этом в теноре возникает скачок, и расположение меняется (пр. 5, б).
Секстаккорд II ступени в кадансе может занимать слабую долю такта, подготовляя появление на более сильной доле кадансового квартсекстаккорда.
 

В заключительных кадансах при трехдольном размере II6 часто появляется на первой доле такта, отодвигая K6/4 на вторую долю:

© Ю.Музычная

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добро пожаловать!