Куранта
ПОСЛУШАТЬ:LULLY, Jean Baptiste ЛЮЛЛИ, Жан Батист 1632-1687 Люлли (Lully), Жан-Батист, собств. Джованни Баттиста Лулли (Lulli) (28.11.1632, Флоренция, - 22.3.1687, Париж). Французский композитор итальянского происхождения. Родился в семье мельника. В 1646 Роже де Лоррен, шевалье де Гиз (Guise) взял Л. с собой в Париж и определил его на службу к своей племяннице, мадемуазель де Монпансье (Montpensier).
При ее дворе в Тюильри Л. познакомился с лучшими
достижениями французской музыки; при этом, несмотря на нелюбовь своей
покровительницы (активной участницы Фронды) к кардиналу Мазарини, Л. не
остался чужд и итальянскому влиянию.
После поражения Фронды (1653) де Монпансье была выслана из Парижа, и
Л. был назначен "композитором инструментальной музыки" (compositeur de
la musique instrumentale) при дворе юного Людовика XIV.
С 1655 слава Л. как танцора, актера и композитора стремительно росла;
дополнительное признание ему принесли успехи в качестве руководителя
малого королевского оркестра (la petite bande).
В 1661 Л. стал придворным музыкальным суперинтендантом и композитором
камерной музыки (surintendant de la musique et compositeur de la musique
de la chambre), а в 1662 - магистром музыки королевской семьи (maitre
de la musique de la famille royale).
К тому времени
Л. уже принял французское подданство; в июле 1662 он женился на дочери
композитора М. Ламбера. Вскоре появились первые комедии-балеты Л.,
созданные в сотрудничестве с Мольером. Вершиной жанра явилась комедия
"Мещанин во дворянстве" (1670).
Затем Л. сосредоточился на оперном жанре; этому способствовало
вмешательство короля, который передал Л. патент на Королевскую академию
музыки, пожалованный несколькими годами раньше Перрену и Камберу.
Вместе со своим постоянным либреттистом Кино Л. разработал новый, чисто
французский тип оперы - т. н. лирическую трагедию.
Между 1673 и 1686 Л. сочинил 13 произведений этого жанра, из них 11 на
либретто Кино. Все это время Л. продолжал пользоваться поддержкой короля
(последний выражал лишь сдержанное недовольство открыто гомосексуальным
поведением Л.);
что касается большинства музыкантов, то они дружно ненавидели Л. за его
высокомерный и самоуверенный нрав.
В 1681 Людовик XIV пожаловал Л.
звание королевского секретаря (secretaire du Roy).
После женитьбы короля на г-же де Ментенон (1683) в придворной жизни
утвердился более сдержанный и умеренный стиль; в творчестве Л. этого
периода на первый план вышла музыка для церкви. В январе 1687, дирижируя
своим Те Deum, Л. повредил себе ногу жезлом для отбивания такта.
Спустя неполных 3 месяца он умер от гангрены, оставив неоконченной
лирическую трагедию "Ахилл и Поликсена" (Achille et Polyxene). Музыка Л.
принадлежит к самым характерным порождениям блестящего века Людовика
XIV.
Все его произведения создавались ради того, чтобы удовлетворить
пристрастия и политические интересы короля.
Его придворные балеты
(1653-63) и комедии-балеты (1663-72) служили для развлечения короля,
который нередко сам танцевал в них.
В лирических трагедиях Л. выведены царственные персонажи, вовлеченные в
классический конфликт между славой (la Gloire) и любовью (l'Amour); по
меньшей мере 4 из этих трагедий написаны на сюжеты, предложенные
королем.
Тщеславию Людовика XIV, несомненно, льстили прологи к трагедиям Л. -
масштабные сцены с хорами, инструментальной музыкой и танцами, не
имеющие прямого отношения к сюжету и посвященные аллегорическому
восхвалению короля.
В оперной музыке Л. - прежде всего в увертюрах (от Л. ведет свое начало
т. н. французская увертюра), речитативах и хорах - господствует
возвышенное, торжественное настроение.
Судя по многим ариям из опер Л., стремление угодить галантным придворным
вкусам занимало его не меньше, чем логика сценического действия.
Утвердившийся в творчестве Л. версальский "большой мотет" предназначался
для восхваления Короля-солнца в той же мере, что и для прославления
Царя небесного.
Основные произведения Ж.-Б. Люлли Театр. муз.: "Кадм и Гермиона"
(Cadmus et Hermione, 1673); "Тесей" (Thesee, 1675); "Альцеста" (Alceste,
1674); "Атис" (Atys, 1676); "Исида" (Isis, 1677); "Персей" (Persee,
1682); "Фаэтон" (Phaeton, 1683); "Амадис" (Amadis, 1684); "Роланд"
(Roland, 1685); "Армида" (Armide, 1686); 3 др. лирические трагедии; 36
балетов (в т. ч. в соавторстве с др. композиторами); 14 комедий-балетов,
в т. ч.
"Любовь-целительница" (L'amour medecin, 1665), "Блистательные любовники"
(Les amants magnifiques, 1670), "Мещанин во дворянстве" (Le bourgeois
gentilhomme, 1670). Духовная муз.: 13 "больших мотетов" (grands motets),
в т. ч. Miserere (1664); Те Deum (1677); De profundis (1683); 14 "малых
мотетов" (petits motets). Инстр. муз.: танцы, увертюры ("симфонии"),
арии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Добро пожаловать!