Х.Родриго Аранхуэз


 Аранхуэс

 Соло на гит. Ю.Музычная

 Адажио Означает: медленный темп музыкальная пьеса (либо её часть), исполненная в медленном темпе. Чаще срединная часть квартета, симфонии, сонаты и т. д. Оно составляет вторую степень главных музыкальных движений и обозначает более скорое движение, чем largo ("ла?рго" - самое медленное), но медленнее andante ("анда?нте" - более подвижное).

 У Г.Генделя и в музыке его времени Adagio считалось безусловно медленнее, чем largo. В крупных произведениях инструментальной и камерной музыки (симфониях, сонатах, квартетах) обыкновенно встречается вторая или третья часть с таким обозначением темпа; Адажио служит необходимым контрастом по сравнению с быстрым и бурным движением в предыдущей и последующих частях.

Размер тактов Адажио должен быть большой (9/8-12/8), имея в виду, с одной стороны, широкую, певучую мелодию, с другой же - чтобы дать место вариациям этой мелодии. Верная и прочувствованная передача адажио составляет пробный камень в искусстве исполнения каждого музыканта и певца.

 Вместе с тем адажио является несомненным показателем степени истинной талантливости, признаком настоящего таланта композитора, потому что как в адажио, так и в Largo, полных внутренней музыкальной содержательности и богатства мысли, и обнаруживается главным образом талант и мастерство композитора Современный Мадрид - это не только нарядные магистрали, но и тихие старинные улочки.

На такой улочке и жил любимый в Испании композитор Хоакин Родриго. Маэстро всегда был далек от суеты и сенсационной рекламности, но биография его была необычайной. Х. Родриго родился 22 ноября 1901 года в Сагунто, недалеко от Валенсии - одного из самых прекрасных городов Испании, в пейзаже которого слились голубые и серебряные купола соборов, гладь лазурного моря и сапфировая синева неба. Однако возможности наслаждаться этим волшебством красок маленький Хоакин был лишен: в 3-х летнем возрасте он навсегда потерял зрение.

Но судьба, словно взамен, одарила мальчика редким музыкальным даром. С детских лет музыка становится содержанием его жизни. Чудесный мир поэзии и музыки открывали ему книги. Хоакин знакомится с Золотым веком испанской культуры (ХV-XVI вв.). Молодые музыканты Испании, и Х. Родриго в том числе, обращаются к сокровищам этого века, к восстановлению "нити", теряющейся в тумане веков", по выражению Гарсиа Лорки. И, пожалуй, ни один из испанских композиторов не сделал для восстановления этой чудесной нити столько, сколько Х. Родриго.

 Сохранить гений народа, дать вторую жизнь жемчужинам, покрытым пылью веков, композитор считал своей обязанностью: "Моя музыка должна продолжать жизнь прекрасного". Позднее Родриго знакомится с композитором Мануэлем де Фалья, творчество которого принесло испанской музыке мировое признание, помогло Хоакину определить свой путь. Родриго учится с 1927 года в Париже композиции, с увлечением изучает партитуры Дебюсси и Равеля, испытывает на себе могучее воздействие "Великого Игоря", как называли Стравинского.

 Он брал уроки композиции не только у Поля Дюка, но и у Стравинского. Для молодого музыканта открываются горизонты, он чувствует, что нашел свой путь. Вслед за Фалья он изучает фольклорные пласты. Творческая палитра Х. Родриго исключительно разнообразна и богата: "Сарсуэла", "Мнимый сын", балет "Королевская павана" и другие циклы, вокальный цикл "Розалиана", сочинения для баса, четырех сопрано и симфонического оркестра "Отсутствие Дульсинеи" по Сервантесу, детские пьесы для фортепиано и другое.

 Особенно весом вклад Родриго в жанр инструментального концерта: "Героический концерт" для фортепиано с оркестром, "Летний концерт" для скрипки с оркестром, "Сонет в галантном стиле" для виолончели с оркестром, концерты для арфы, флейты, соната для виолончели, посвященная памяти его друга - великого Пабло Казальса. Значителен вклад Родриго в гитарную литературу.

 Среди произведений для гитары и концерт "Аранхуэз", принесший композитору мировую славу. Выдающиеся исполнители современности неизменно включают в свой репертуар сочинения Х. Родриго. Х. Родриго - автор трудов по истории испанской музыки. В течение ряда лет возглавлял кафедру "Мануэль де Фалья" в Центральном мадридском университете, часто выезжал из Испании с концертами и циклами лекций по истории испанской музыкальной культуры.

 О популярногсти композитора свидетельствуют устраиваемые в Испании, Турции, Аргентине и других странах "Фестивали Родриго". В первом отделении прозвучали произведения, написанные для соло гитары: "Павана", "Деревенский танец", "Приглашение и танец", "Скерцино", "На нивах Испании", "Три испанских танца" - "Фанданго", "Пассакалья", "Сапатеадо" (посвящены А. Сеговии). "Далекая сарабанда", опубликованная в Мадриде в 1926 году, имеет подзаголовок "Дань почтения вилуэле Луиса де Милана".

 Эта пьеса - один из примеров обращения Родриго к прошлому Испании. Испания - страна резких контрастов, что нашло отражение и в творчестве Х. Родриго. Это и выжженные поля, и суровые величественные дворцы-монастыри, обширные горные массивы. Каждая область выделяется своими музыкальными особенностями: от сурово-мужественной мелодии и сложной ритмики до старинных плавных напевов, опять же со сложной ритмикой.

Великолепно зная природные возможности инструмента и ощущая его специфику, Родриго смог восполнить "недостаток" звука его другими свойствами. При этом он ориентировался на игру Сеговии. Когда Стравинский сказал Сеговии: "Ваша гитара звучит тихо, но далеко" - тот ответил, что так происходит потому, что звук гитары обладает проникающей силой. Один флажолет способен наполнить огромный зал.

Поэтому Родриго стремился не к усилению звучания гитары, а к созданию равновесия между оркестром и гитарой, в котором "слабость" гитары становилась бы ее силой. В результате художественные достоинства этого сочинения исключительно высоки, и выявить их способен отнюдь не один Сеговия. В концерте "Аранхуэз" широко использованы ритмы народных испанских танцев.

 И в заключение нужно отметить, что Хоакин Родриго внес немалый вклад в развитие музыкальных связей между нашей страной и Испанией в качестве вице-президента бывшего общества "Испания - СССР". Музыка Х. Родриго стала одним из тех мостов, которые сближают народы нашей страны и Испании.

 Тема мелодии грустная, но разве не бывает грусти, когда любишь, страдаешь, готов горы свернуть ради высокого чувства любви. Тоска, светлая печаль , грусть, море, цветы, все, что присуще человеческим эмоциям- есть в этом произведении. Оно вечно, как и любовь! И ничто меня не очищает от всякой житейской скверны, как это произведение!!! Да здравствуют музыка, женщины, и ЛЮБОВЬ!!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добро пожаловать!