Импрвизация
Опыт -лучший учитель ,
но он не должен быть единственным источником знаний ДжоПасс.
Профессиональное композиторское -исполнительское искусство столетиями развивалось и совершенствовалось главным образом в Европе.Принципы профессиональной импровизации формировались в течение нескольких десятилетий преимущественно в Америмке, в США, в творчестве мастеров джаза.
Джаз -искусство многоликое ,неоднородное в своих направлениях .Однако среди его различных стилей
и течений существует центральное направление , которое в 50-годы XX века стали обозначать термином ,,мейнстрим,,/англ.
mainstream -главное ,центральное течение/. Мейнстрим включает в себя лучшие ,выдержавшие проверку временем творческие достижения различных периодов истории джаза.
В мэйнстриме соединолось то ,что являлось общим или весьма родственным для этих стилей: репертуар ,форма произведений,инструментарий ,состав ансамблей ,мелодико-гармонический язык и специфическая образность.
Мейнстрим не есть что-то застоявщееся ,закостенелое.
Он постоянно в той или другой мере обогащается за счет последующих музыкальных течений.
Изучение импровизации основывается главным образом на мейнстриме ,так как именно здесь в первую очередь сконцентрировался опыт профессиональных импровизаторов , в том числе- гитаристов.
----------- -----------------
ТЕРМИН ,, ИМПРОВИЗАЦИЯ,,
В ,, Cловаре специальных терминов,,, прилагаемом к книге Дж. Коллиера ,,Становление джаза ,,/М. :Радуга, 1984 /, В. Озеров дает, возможно одно из наиболее полных определений термина ,,импровизация,,:
,,Импровизация / Improvisation –от лат. Improvisus-непридвиденный, неожиданный, внезапный/.Метод творчества / в музыке и некоторых других видах искусства /, предполагающий создание произведений в процессе свободного фантазирования , экспромтом.
В музыкальной импровизации нет разделения функций композитора /сочинение музыки/ и исполнителя/ интерпретация/ ; они образуют органическое единство и осуществляются музыкантом- импровизатором одновременно .
В джазе /в отличие от академического музыкального искусства /импровизация имеет основополагающее значение…,,
Сознание музыканта –импровизатора прочно связано со структурой тема- импровизации , родственной европейской форме тема- вариации .
Поэтому даже в простейших своих проявлениях умение импровизировать не является только ,,свободным фантазированием,,.
Оно требует от музыканта знания определенных тем ,их гармонических структур , формы будущего произведения / хотя бы в общих чертах /.
Своеобразный мелодико- гармонический язык импровизатора вырабатывается в процессе кропотливой продолжительной работы . Чем выше личность музыканта ,тем больше средств он имеет в своем распоряжении.
Следует учесть , что термин ,,импровизация,, многозначен .
Импровизацией называют не только метод , способ творчества , но и сам процесс создания музыки в момент ее исполнения , также результат процесса /например, звукозапись или нотную запись импровизации / и частичную имитацию процесса -исполнение заранее подготовленного соло / или аккомпанемента/.
У профессионалов выученное соло ,как правило ,имеет импровизационный характер , стилистически совпадая с теми соло , которые они обычно и импровизируют без особой подготовки/ и это- одна из причин , по которой ,,подделаться,, под настоящего импровизатора почти невозможно.
К тому же в ансамблевом исполнении , практически всегда ,присутствует импровизационность в первоначальном смысле этого слова, т.к. взаимодействие солиста и аккомпанирующих музыкантов ,как правило импровизируется :
СОЛИСТ--------------------------------}
АККОМПАНЕМЕНТ----------------- } импровизация
Одноголосная мелодия
Одноголосная мелодия -самый характерный способ изложения имповизируемой музыкальной мысли. На духовых инструментах , обычно лидирующих в мейнстриме, просто нет другой возможности в сольной игре. В партии баса и даже в соло у гитаристов господствует ,,одноголосие,, ,а у клавишных инструментов оно доминирует в партии правой руки, которая нередко записывается также, как у духовиков:
Отсюда следует, что наиболее общие для большинства инструменталистов проблема импровизации связаны ,главным образом, с импровизируемой одноголосной мелодией. В мейнстриме господствует размер 4/4 , поэтому нотные примеры могут записываться без указания размера за исключением 3/4. Темп в мейнстриме ,как правило ,сохраняется от начала до конца произведения постоянным.Потенциально любая тема может быть исполнена в любом темпе, поэтому темп в нотных примерах не указывается вообще или -весьма приблизительно.
Линия баса
Cтруктурная схема большинства типичных ансамблей мейнстрима ,а также поп -и рок -групп, выглядит следующим образом: ритм- секция +солисты. Любой музыкант ритм-секции может выступать в качестве солиста. Роль ритм секции может исполнять ,особенно в учебном процессе , всего лишь один музыкант ,например,бас-гитарист или контрабасист:
Вероятно, ни в какой другой музыке линия баса не имела столь самостоятельного значения ,как в джазе. В мейнстриме импрвизируемая мелодия звучит как правило с импровизируемым гармоническим и ритмическим сопровождением:
Cоло без сопровождения можно встретить, лишь изредка, скорее всего , на каком -либо отрезке импровизации - в начальных тактах или в заключительной каденции.
Импровизированное гармоническое сопровождение чаще всего складывается из совместного звучания баса/контрабас, бас -гитара , реже- левая рука у клавишных / и аккордового сопровождения / клавишные , гитара , реже-группа духовых инструментов и и т.п./:
В редких случаях джазовый ансамбль / как и рок-группа / может обойтись без баса . Иногда бас полностью берет на себя роль и гармонического и ритмического сопровождения, как например в следующем фрагменте импрвизации дуэта Дж.Пасс- Н. Педерсен на тему О.Петтифорда "Трюкачество" :
Типичная линия аккомпанирующего баса образует вместе с солирующем басом своеобразный контрапункт. Такая партия баса иногда используется в качестве сольной мелодической линии,например ,в импровизации Д.Морроу на тему "Песочного блюза" К.Брауна:
Однако, в некоторых случаях бас почти не импровизируется. Анализ басовых партий может способствовать лучшему пониманию некоторых тонкостей гармонии мейнстрима.
Гармоническая схема
Как известно, в основе импровизации прием обыгрывания аккордовой схемы темы, записываемой с помощью буквенных обозначений:
Тема/ мелодия и гармония/:
Гармонические схемы мейнстрима представляют собой сочетание тех или иных широко известных стандартных последовательностей аккордов/ Опытный импрвизатор может свести их все к субдоминантам-доминантам- тоникам разных тональностей/.
Поэтому и темы мейнстрима обычно называют "стандартами". Знание стандартов позволяет музыкантам играть без репетиций и без нот.
ИМПРОВИЗИРУЕМАЯ ГАРМОНИЯ
Реально звучащая гармония обычно складывается из звучания мелодии и гармонического сопровождения:
Cледующий пример, взятый из импровизации О. Питерсена-Р.Брауна на тему Б. Стрейхорна " Садитесь на поезд " A" :
Иногда сочетание мелодии и гармонического сопровождения звучит достаточно просто, ясно. Но сплощь и рядом это звучание начинает как бы " скользить" , " расслаиваться" на два или три самостоятельных уровня. Например, в импровизации на блюз в 7,8,9- тактах схемы можно встретить следующее сочетание различных гармонических решений / или различные замены аккордов/:
В некоторых композициях для импровизации используется не аккордовая схема темы ,а какая либо-другая гармония. Так в композиции Дж.Люиса "Джанго" схема для имповизации в сущности полностью отличается от гармонической структуры темы:
Схема для импровизации:
Обычно же последовательности аккордов изменяются /заменяются/ для удобства импровизации лишь отчасти.
Ритм в импровизации
Ритм реально звучащей импровизируемой музыки складывается чаще всего из одновременного звучания импровизируемых мелодий, баса, аккордового и ритмического сопровождения.
ГАРМОНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ИМПРОВИЗАТОРА
ПЯТЬ ОСНОВНЫХ АККОРДОВ
При подготовке мелодического материала для импровизации музыкант чаще всего не знает и обычно не может знать всех деталей будущего гармонического сопровождения - оно тоже будет импровизироваться. Cолисту достаточно иметь о нем лишь общее, приблизительное представление.
Возможно, поэтому основу гармонического /"вертикального мышления/" импровизатора составляют несколько септаккордов и трезвучий с большой секстой/ в основном виде, в тесном расположении/:
В практике импровизаторов для удобства применяется упрощенная терминология. Например, малый мажорный септаккорд называется доминантсептаккордом даже в тех случаях, когда он не является таковым по своей функции, например, выступает в роли своеобразной блюзовой тоники.
Умение представить всю гармонию в виде пяти основных аккордов - одно из необходимых профессиональных качеств импровизатора.
Для более прочного,,систематизированного усвоения основных аккордов их можно изобразить в виде мажорного аккорда, в котором последовательно появляются блюзовые тоны-три альтерированные /пониженные/ступени мажорной гаммы:
Эти же простейшие аккорды можно построить от любой из 12 -ти основных или производных ступеней, например:
На практике звуки аккордов могут располагаться самым различным образом: переноситься на октаву, две и более, удваиваться/ утраиваться ит.д./ в октаву, две и более или опускаться (пропускаться/.
Реально звучащая импровизируемая гармония складывается из звуков мелодии, аккордов и баса. совместная игра солирующего и аккомпанирующих музыкантов, их гармоническое мышление координируется аккордовой схемой темы, записываемой с помощью буквенных обозначений.
© Ю.Музычная
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Добро пожаловать!