Музыка и стихи

Музыка и стихи


Наблюдая за участием отдельных поэтов в группах, я заметил, что их текстовки как специально созданы для звучания! Мне показалось, что сами по себе их тексты не могут быть стихами, в то время как самостоятельные стихи зачастую не поются, не могут быть "музыкальными".Действительно ли это так, или мне только кажется? Если да, то каким образом они достигают согласования?

Когда-то мне отвечали, что вначале сочиняется одно, а затем сверху - второе. Но каким образом тогда может сочиняться первым "несамостоятельное" стихотворение? Как угадать, что оно потом обязательно споётся? Ведь само по себе оно может выглядеть даже наивным. Да взять почти любую хорошую песню, переписать её текстовку на бумагу, и, оценить то, что получилось, как стихотворение... Уверен, что Вы согласитесь со мной.

Сочетание музыки и стихов.


Возможно, я грубо ошибаюсь, но мне кажется, что сочетание и музыки, и стихов - всё же есть. Наверное, это всё делается действительно фантазией, но лично меня эти музыканты умудряются зацепить всесторонне. Конечно, согласен, что существует и "ветер с моря дул", но я такое ни в коем разе не имел в виду.
Хотел ещё спросить: а почему идея соединить обречена?

 Не понимаю, куда может деться песня, если на хороший самостоятельный стих придумать хорошую самостоятельную музыку? Предполагаю, что получится чересчур большая смысловая нагрузка на слушателя... но... но что в этом плохого? Ведь даже лучше, если вначале слушатель обратит внимание на что-то одно, потом на другое, будет находить при каждом прослушивании что-то новое, после чего начнёт смаковать сочетание и первого и второго... Как Вы считаете?

Система рефлексов по Павлову.


По-моему, тут работает, система рефлексов по Павлову. Изначально предполагается, что слушатель - тупое и неразумное создание. Ну, во всяком случае, если речь идет о развлекательном жанре.  Понятно, что о песнях, скажем, Шуберта, такого не скажешь. Ну, так вот, слушатель почитается в виде "однозадачной системы" способной за раз воспринять только одну-единственную мысль, не более. Надо понимать в скобках, что авторы, таким образом, относящиеся к своей публике, сами являются такими же однозадачными.

О людях судят по себе, так сказать.


Такие авторы, как правило, не соблазняются глубокомысленными стихами для своей работы, потому что не могут их понять как должно. Они берут простые стихи как раз те, на которые вы жалуетесь, простые до унизительности. «Ветер с моря дул», типа. Такие стихи не отличаются сложным размером, они ВСЕГДА идеально квадратны по форме.

Это позволяет «накричать» под них первую пришедшую на ум музыкальную фразу из двух тактов. Для второй строчки ЭТА ЖЕ фраза повторяется с таким же ритмом, но изменяя пару нот. И так далее. Общее стремление такое, чтобы как можно меньше собственно сочинять, а использовать вместо того повторение одного и того же исходного фрагмента. Так и быстрее получается, сами понимаете Ctrl-C + Ctrl-V, поточный метод. В результате песня не содержит ничего интересного ни в словах, ни в мелодии.

Слова служат просто для того, чтобы оправдать участие солиста, а иначе не будет объекта для поклонения публики. Кто-то должен стоять на сцене, неважно, делает ли он что-нибудь интересное. Тем не менее песня ДОЛЖНА содержать хоть что-то, привлекательное для вышеупомянутого типа слушателя. Это «что-то» — ритм.

«Разум» тупого слушателя


А еще точнее — два барабана, басовый и рабочий, которые чередуются ровными шагами. Все мелкие примочки к этому базовому ритму особой роли не играют, и звучат далеко на заднем плане. Вот за этот пульс из двух барабанов и цепляется «разум» тупого слушателя. Убери мелодию — ничего страшного, под оставшуюся музыку можно продолжать танцевать. Убери слова (т. е. исполни ту же мелодию на гитаре) — тоже ничего страшного, тоже танцевать можно.

А вот убери два барабана — и всё, песня исчезнет как таковая, слушатель ее уже «не купит».
Если же автор-человек ищущий, старающийся выразить себя, а не продать товар, то у него два пути: либо найти (выбрать, сочинить) хорошие, глубокомысленные стихи, и пытаться их превратить в музыку, либо наоборот, найти и или сочинить хорошие стихи под уже родившуюся красивую мелодию.

Задача — это очень нелегкая, почти невыполнимая, потому что стихи — это самодостаточный жанр, они сами себе музыка. Стихи — это непосредственно выраженная мысль, без всяких условностей, прямо словами, но в отличие от прозы, стихи организованы ритмически и имеют четко выраженную форму. А это УЖЕ почти превращает их в музыку. Стихи по-большому счету не нуждаются ни в какой помощи со стороны музыки.

Со своей стороны, музыка — тоже самодостаточна. Музыка — это прямо выраженное чувство. Без посредства условного языка, слов — прямо сами эмоции, почти телепатия. Ей для своей задачи — внушение чувства — в свою очередь, не нужны никакие слова.
Поэтому попытка совместить хорошую музыку с хорошими стихами практически обречена изначально.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добро пожаловать!