Гармонизация мелодии с II/65


Пример гармонизации мелодии с применением II6/5 и II4/3 в кадансах

Приступая к гармонизации мелодии с помощью новых аккордов субдоминантовой функции, сначала проанализируем данную мелодию:

Тональность мелодии - ре мажор. Период делится на два предложения . 1-е пред. состоит из двух построений, каждое из которых заканчивается кадансом (в обоих случаях на звуке ми). Второе предложение вначале расчленяется на два двутакта. Последние четыре такта "суммируют" предшествующее развитие. В конце предложения возникает заключительный каданс на I ступени лада (ре)

В обоих кадансах первого предложения (4-й и 8-й такты) заключительным аккордом служит доминантовое трезвучие. Во втором из них доминанта "задержана" звуком тоники. Естественно в таком случае использовать последование K6/4 - D:

В обоих кадансах доминантовой функции предшествует субдоминанта. Звук ми в мелодии - основной тон аккорда II ступени. Гармоническое его соединение с квинтой доминанты в первом кадансе (ми в 4-м такте) позволяет предположить, что субдоминантовой гармонией служит здесь II6/5 или II4/3 , а не II6, который соединяется с доминантой обычно мелодически.

Переход ми в фа-диез во втором кадансе так же успешнее всего гармонизуется с помощью обращений II7. При таком движении мелодии общий звук (септима) в одном из средних голосов непременно остается на месте. Примечание. II6 в данном случае вызвало бы нежелательное параллельное движение всех голосов, включающее и движение параллельными октавами или унисонами( пр 3, б).

Гармонизуя первое построение (1 - 4-й такты), обратите внимание на следующее: 1. На сильных долях 1,2 и 3 -го тактов, находятся звуки тонической гармонии (фа-диез, ля, фа-диеиз). 2. На грани первых двух тактов возникает скачок (ми - ля), который лучше всего гармонизовать как скачок квинтовых тонов последованием D2 - T6. Начальный аккорд, - конечно, основное тоническое трезвучие. 3.

Звук соль во 2-ом такте желательно отнести к доминантовой гармонии. Автентический оборот здесь служит "активнее" плагального. К тому же появление субдоминанты в этом такте кажется преждевременным. В качестве доминантовой гармони в данном случае можно применить D4/3, проходящий между T6 и трезвучием T. Гармонизация каданса (II6/5 - D) была намечена раньше. Гармонии первого построения в целом представляются следующими:

Во втором построении(4 - 8 такты) начальный звук ля - квинтовый тон T - гармонизуется непременно секстаккордом Т, так как звук этот появляется после половинного каданса скачком (ми - ля) квинтовых тонов D и T. Как мы уже знаем, естественее всего этот скачок гармонизуется последованием T2 - T6. Следовательно, в четвёртом такте, после каданса на трезвучии D должна возникнуть проходящая септима в басу.

Следующий звук 5-го такта (фа-диез) свидетельствует о перемещении гармонии: вслед за T6 появляется основное тоническое трезвучие. Необходимо обратить внимание на первый звук (си) в 6-ом такте, появляющийся в кульминации первого предложения. Этот звук - терция трезвучия субдоминанты - вводится скачком терцовых тонов (фа-диез - си), в гармонизации которого необходимо предвидеть смену расположений трезвучий (от тесного к широкому). Звук ля на второй доле 6-го такта связывает си с соль в начале следующего такта.

Ввиду того, что си и соль - типично субдоминантовые звуки, ля может быть гармонизовано проходящим T6/4,а соль - S6 или лучше - II4/3.

В 7-ом такте происходит перемещение II4/3: в верхнем голосе терция переходит в основной тон, а это значит, что в одном из средних голосов будет обратное движение. В данном случае в теноре основной тон перемещается в терцию. Аккорды в половинном кадансе были намечены ранее. Гармонизация второго построения (5 - 8 такты) выглядит так:

Каданс, заключающий период в целом - полный, совершенный. Заключительной тонике (ре) предшествует D7 (ми - доминантовая квинта). Перед D7 два звука тоники (ля - фа-диез) по своему положению лишены устойчивого значения их, естественнее всего мыслить на фоне K6/4.

Предшествуют им характерные субдоминантовые звуки (си - си-бемоль), которые можно гармонизовать и основным трезвучием S (си - терция S) и более сложной гармонией II ступени. Последнее в силу большей яркости гармонии предпочтительнее. Поскольку в мелодии - квинтовый тон аккорда (си), его следует гармонизовать II6/5, а не II4/3. Гармонии каданса следует наметить таким образом:

Проанализируем процесс гармонического развития во втором предложении. В начале второго предложения (9 - 10 такты), так же как и в начале первого, мелодия опирается на звуки тонической гармонии фа-диез, ля, фа-диез. Звук соль, связывающий опорные звуки лада фа-диез и ля, принадлежит и доминантовой и субдоминантовой гармонии. Учитывая промежуточное значение этого звука, его гармонизуем либо проходящим D4/3, либо вспомогательным S6/4.

Как и в первом предложении следует предпочесть боле активную доминантовую гармонию (D4/3). При этом надо иметь в виду, что единообразие оборотов в аналогичных случаях создает желательное единство гармонического развития. В 11 -12 тактах основное место занимает субдоминанта (опорные звуки соль и си).

''Промежуточный'' звук ля указывает на возможность проходящей тонической гармонии. Таким образом, соль гармонизуется S6 , си - S, а ля проходящим T6/4. Возникает противоположное движение крайних голосов, связность средних голосов. Мелодическую вершину ре следует гармонизовать T6. Основное трезвучие T было бы слишком устойчивым, субдоминантная же гармония появляется далее, в кадансе. Итак, гармония второго предложения может быть следующей:

II6/5 в 13-ом такте - сначала натуральный, затем - гармонический. Скачать в PDF © © Ю.Музычная

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добро пожаловать!